Китайская индустрия автозапчастей, являющаяся важной частью автомобильной промышленности, в последние годы демонстрирует уверенный рост во всем мире. Развитие этой отрасли отражает не только подъем китайской автомобильной промышленности, но и смещение центра тяжести производства в мировой автомобильной промышленности на развивающиеся рынки, такие как Китай. В этой статье мы рассмотрим историю развития, текущую ситуацию на рынке, будущие тенденции, а также проблемы и возможности, стоящие перед китайской индустрией автозапчастей.Китайские автозапчасти
История развития
Историю развития китайской индустрии автозапчастей можно условно разделить на три этапа: зарождение, рост и бурное развитие. 1900 год, с появлением первого автомобиля массового производства, положил начало индустрии автозапчастей. На этом этапе детали были однотипными и малотехнологичными, в основном, за счет импорта. В 1930-х годах, с созывом первого Всемирного автомобильного конгресса, китайская автомобильная промышленность начала развиваться, а индустрия запчастей постепенно становилась все более зрелой, значительно увеличилось разнообразие продукции и повысился технический уровень, но она по-прежнему опиралась в основном на имитацию и внедрение иностранных технологий.
После вступления в 1990-е годы углубление китайских реформ и открытости способствовало быстрому подъему автомобильной промышленности, и промышленность запчастей и комплектующих также развивалась высокими темпами. На данном этапе масштабы отрасли увеличились в десятки раз, система продуктов становится все более совершенной, способность к независимым инновациям улучшается, а конкуренция становится все более жесткой. В частности, высокие и новые технологии стали доминирующими, а широкое применение новой энергии, интернет-связи и интеллектуальных технологий вождения способствовало электрификации, интеллектуализации и облегчению продукции. Кроме того, важной тенденцией стала глобализация, в результате которой предприятия, производящие детали и компоненты, ускоряют выход на международный рынок путем слияний и поглощений.
Состояние рынка
Согласно отчету Института промышленных исследований CRRP, китайский рынок автозапчастей расширяется, а совокупные годовые темпы роста превышают общие темпы роста автомобильной промышленности. Ожидается, что в 2025 году объем рынка достигнет 6,79 триллиона юаней. Что касается международного рынка, то китайская индустрия автозапчастей завоевывает мировые рынки, особенно азиатский, североамериканский и европейский, где она получила широкое признание благодаря своей экономичности и высокому качеству послепродажного обслуживания.
В Китае сформировалось шесть крупных промышленных кластеров автозапчастей: Северо-Восточный, Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, Центральный, Юго-Западный, Дельта Жемчужной реки и Дельта реки Янцзы, а объем производства автозапчастей в этих кластерах составляет около 80 % всей отрасли. Внутренний рынок автозапчастей является высококонкурентным, в нем участвуют не только многие отечественные предприятия, но и международные бренды, увеличивающие свои инвестиции в китайский рынок. Концентрация рынка постепенно растет, и крупные предприятия расширяют свои территории за счет слияний и поглощений и других способов, сжимая жизненное пространство малых и средних предприятий.
Тенденции будущего
В будущем развитие китайской индустрии автозапчастей будет характеризоваться многогранными тенденциями. Первая – это рост новых энергетических транспортных средств, с увеличением темпов проникновения новых энергетических транспортных средств, спрос на батареи, двигатели, электронное управление и другие связанные с ними детали продолжает расти. Тенденция интеграции батарей очевидна, CTB и CTC возглавляют направление интеграции батарей, системы сборки электроприводов для достижения интеграции «N-in-one». Кроме того, интеллектуальные и автоматические технологии вождения также являются важной тенденцией, компании, производящие детали и компоненты, разрабатывают и производят более сложные датчики, системы управления и программное обеспечение.
Увеличилось применение легких материалов, таких как алюминиевый сплав и углеродное волокно, для снижения веса автомобиля без ущерба для безопасности и долговечности. Модульная поставка стала важной тенденцией развития индустрии автозапчастей, благодаря новому дизайну и процессу, прежние функции, выполняемые несколькими частями по отдельности, интегрируются в модульный компонент, что позволяет повысить степень обобщения и стандартизации продукции.
Цифровая трансформация является одним из важных средств повышения конкурентоспособности предприятий по производству автозапчастей. Внедряя такие цифровые инструменты, как ERP-системы, CRM-системы и MES-системы, мы можем повысить операционную эффективность, оптимизировать обслуживание клиентов и укрепить управление производством. В будущем, с непрерывным развитием облачных вычислений, больших данных, искусственного интеллекта и других технологий, цифровая трансформация станет важной тенденцией развития индустрии автозапчастей.
Вызовы и возможности
Несмотря на значительное развитие китайской индустрии автозапчастей, она все еще сталкивается с некоторыми проблемами. Во-первых, некоторые дорогостоящие детали все еще зависят от импорта, и отечественным предприятиям еще есть куда расти в плане технологических инноваций и качества продукции. Во-вторых, изменения в экологических нормах и торговой политике могут оказать значительное влияние на отрасль, поэтому предприятиям необходимо уделять пристальное внимание динамике политики и своевременно корректировать производственные стратегии и направление продукции.
Однако перед китайской индустрией автозапчастей открываются и большие возможности. В связи с повышением осведомленности мировой общественности о защите окружающей среды и трансформацией энергетической структуры промышленность автозапчастей должна уделять больше внимания защите окружающей среды и устойчивому развитию. Правительство может сформулировать более строгие правила защиты окружающей среды, чтобы продвигать индустрию автозапчастей в направлении зеленого и низкоуглеродного развития. В то же время следует усилить поддержку новых энергетических транспортных средств и энергосберегающих технологий, а также содействовать исследованиям, разработкам и производству соответствующих деталей.